Как развить детскую самостоятельность

как развить детскую самостоятельность, фотоВсякому родителю хочется, чтобы ребенок хотя бы время от времени играл сам – это и ребенку полезно, и родителю приятно. В ситуации с погодками все как раз заметно проще – двум детям близкого возраста всегда найдется, чем заняться. Есть и обратная сторона: зачастую тишина в детской – явление подозрительное. Помните, как в фильме «Служебный роман»: «они покрасили дверь на балкон, а краски не хватило». И позвонили папе, пока он был на свидании, на это пожаловаться и спросить совета.
Впрочем, вполне можно и нужно и в одном ребенке развить умение поиграть без взрослого,  занять себя самому. Как это сделать?
1. Чтобы развить детскую самостоятельность, надо предоставить ей «поле деятельности». С самого раннего возраста давать малышу максимально широкий доступ ко всему. Допускать до шкафов, кухонных ящиков, нестрашных запасов бытовой химии (типа мочалок, тряпочек, зубных паст и щеток), запасов помытой летней обуви, книжных полок и еще куда полезет. Подробности – в отдельном посте.
— Это не всегда удобно. Это гораздо больше бардака, шансов на мыльные пузыри изо рта, и придется отрастить третий глаз на затылке. Я знала ребенка, для которого неизъяснимым наслаждением было копаться в очень большом ящике с постельным бельем. Делать горы, в них – норы, и устраивать гнездо. Это было душераздирающее зрелище на взрослый взгляд, хотелось себя обнять и плакать. У меня и сейчас такое с детьми случается, чего уж тут 🙂 Но какая была способность себя занять и прекрасные творческие способности во взрослом возрасте – это что-то!
Просто тут, по мере взросления внести еще несколько принципов, чтобы не жить в состоянии вечного беспорядка.
— Сделали – убрали. Когда ребенок совсем маленький, надо просто показать, что мама на уборку время найдет обязательно и придется подождать, пока она снова займется твоей особой. По мере роста – привлекать детей. И вечернюю общую уборку на 10-15 минут, чтобы разобрать «наигранное за день», тоже прочно ввести в жизнь.
— Все действительно реально ценное (деньги, документы, украшения и прочее) спрятать очень надежно. Не надо создавать лишних искушений ребенку. Для двухгодовалого его свидетельство о рождении и дырокол – не более чем бумажка, в которой отлично делаются дырки. Не более. Плюс – то же самое с действительно опасным для самых маленьких деток, типа ножей-иголок, зубочисток.
— Проще заранее примириться с тем, что какой-то урон все равно нанесен будет. Разлито, разбито, попробовано на вкус, размазано по себе, полу и стенам, порезано и так далее. И шишки будут, и какие-то еще неприятные моменты.
Весь вопрос просто в разумной опеке и в том, чтобы не вмешиваться, когда в этом нет нужды.
Чем больше простор для деятельности, и для исследования, тем лучше, тем лучше, тем больше пищи для ума и воображения.
2. Когда ребенок занялся и увлекся, не надо мешаться с советами, ценными указаниями и помощью. Мы развиваем САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Не стоит подсказывать, как «правильно» лепить бяку-закаляку, рисовать, обед куклам готовить и медведю носки на уши надевать. Ребенок в этот момент фантазирует, строит свой мир по своим правилам, и это замечательно.
3. Чтобы развить в детях самостоятельность, надо поощрять инициативу. Как минимум не препятствовать, а еще лучше – поддерживать всячески. Это принципиально  важно для развития дальнейшего умения ребенка занимать себя сам.
4. Свободу попугаям! Когда любящие взрослые слишком озабочены тем, чтобы занять ребенка (из самым благих побуждений, разумеется) – это не очень хорошо. Лепка, пальчиковые игры, музыка, чтение, конструкторы-кубики, ролевые игры, постройка домиков из одеял и тому подобное… Потихоньку ребенок приходит к выводу, что мама все равно что-нибудь да предложит, большого смысла самому напрягаться, самому себя занимать нет. А это чревато.
5. Как можно больше с ребенком читать, рассказывать сказки, фантазировать, на самые разнообразные темы и не в специально отведенное для этого время, а между делом, на ходу. «Подождите, дети, сейчас достану, что просите, у меня не 10 рук! А если бы так было? Руки были бы одинаковые или разные?» и понеслось.. Можно играть в вопросы-ответы, мечтать, размышлять об «идеальной» игрушке, задавать вопросы от имени какой-то из игрушек, а потом меняться ролями.
Чтение здесь – полноценный помощник, оно развивает воображение. А хорошее воображение у ребенка – это прямой путь к тому, чтобы выдумать, чем себя занять.
Можно и нужно слушать музыку. Обсуждать, о чем она, какое настроение передает, понравилась-не понравилась и почему.
6. Иногда можно ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, и шапку, и тонкий шарф, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Или самому взрослому заняться чем-то интересным, вроде как на предмет проверки – не завалялось ли чего – под кровать с фонариком залезть. Фонарик отберут.
7. Игрушки должны позволять собой заниматься долго. Конструкторы, пластилин, крупная мозаика, деревянные бруски, открывающиеся – закрывающиеся детали и так далее. Разные материалы, цвета, фактуры.
В общем, главные правила развития детской самостоятельности я бы сформулировала так: допускать до всего ребенку интересного, не лезть, когда не просят; выдуманным играм как минимум не препятствовать, не выступать постоянно в роли затейника-аниматора, как можно больше читать.