Как приучить ребенка читать?

как приучить ребенка читать, фотоМаленького ребенка максимально быстро и просто приучить к чтению. Главное —  чем раньше начать знакомить с книгой, тем лучше. Вот о некоторых тонкостях  и пойдет дальше речь.

 

С чего и когда начать знакомить с книгой ?

Даже детям до года, более того – с первых дней жизни —  вполне можно и нужно читать. Даже пока дитя  еще только лежит в ползунках-пеленках (в приятном настроении, сытое и довольное), можно какие-то книги с простыми яркими иллюстрациями показывать и рассказывать, где что. Здесь главное – не содержание, а интонация. Не просто бубним себе под нос что-то, а обращаемся именно к малышу. Внятно, четко, с улыбкой и энтузиазмом, что таким полезным и приятным делом занимаемся – читаем! Хотя бы минут по 5, но каждый день.

Тут еще, по большому счету, важно приучить к книге как к таковой. Есть погремушки, машинки, куклы и прочее, и есть книга. Знакомьтесь, пожалуйста.

Месяцев с 7 или чуть позже дитя уже неплохо сидит, можно начинать читать вместе с малышом  более осознанно. Поначалу время общения с печатным изданием для ребенка измеряется секундами, потом книгу опять надо схватить, потрясти, полизать, это в порядке вещей. На этом этапе книжки лучше брать с довольно плотными страницами – даже не потому, что малыши дерут всякую печатную продукцию профессионально, а чтобы о край бумаги пальчики не порезали.

Раньше или позже секунды все равно перейдут в минуты. Некоторым деткам не помешает соска или что-нибудь вкусное из еды, типа сухарика, яблочка или бублика. Когда занят рот, ребенок  в целом на книгу реагирует с большим спокойствием, и ему становится интересно не потребушить, а именно посмотреть-послушать.

Первые книжки для малышей

Дальше – больше. Потихоньку переходим от книг с толстыми страницами, где текста очень мало, а картинок очень много, к книгам чуть «посолиднее». Главное в первых книжках для малышей — хорошие картинки и ритмичный текст. Стихи все-таки предпочтительней прозы. Текста хоть и побольше, но не слишком много, чтобы малыш не успевал заскучать и чтобы у взрослого  была возможность довольно быстро перелистывать страницы. Очень хороши переиздания старых книг, где картинки еще рисованные «вживую», а не на компьютере. Тут можно вспомнить Сутеева, Канашевича, Лебедева и многих других. Не хочу показаться брюзгой, но зачастую самовыражение художников в детских книжках слишком «самовыразительное». (Но эта тема достойна отдельного поста).

Беспроигрышный – и оптимальный! — вариант для чтения в возрасте до года – всевозможные «ладушки» и потешки, сборники коротких стихов (неувядающая классика типа Барто). На мой взгляд, именно подобный  вид чтения для малышей наиболее предпочтителен и должен занимать основную часть времени, которое малыш проводит с книгой. 

Для разнообразия иногда можно посмотреть всякие  азбуки-считалки. В последнем случае буквы и цифры ребенком запомнятся как бы сами собой, без малейшего напряжения. Но это – никоим образом не цель, а побочный результат. (Я вообще к вопросам раннего интеллектуального развития отношусь очень осторожно).

Время от времени можно пускать в дело  разные книги типа «развиваек-грамотеек», с четкими и разнообразными ясными рисунками: геометрические фигуры, зверюшки, фрукты-овощи. Конечно, и тут  речь не идет о выполнении предлагающихся заданий и ответов на вопросы, показывает и рассказывает взрослый. Просто именно такой тип изображения – «не перегруженный» деталями —  детьми воспринимается зачастую наиболее благосклонно.

Опять же: есть малыши – ярко выраженные аудиалы (им очень важен звукоряд), визуалы (основное внимание –  на картинки), кинестетики (все надо пощупать). Тут как раз очень кстати придутся издания  с объемными, «фактурными» вставками, открывающимися деталями. 

Обязательно надо внимательно просматривать книги перед покупкой, пролистать хотя бы пяток разворотов.В изданиях для детей порой встречаются такие опусы, такая халтура, что просто ой-ой-ой. Тот факт, что обложке стоит знак «О+»,  абсолютно не гарантирует качества. Это касается и рисунков, и текстов.

Технические хитрости

Что еще? Пусть книжки для малыша будут в свободном доступе, чтобы ребенок мог выбрать, что почитать-посмотреть самому или вместе с мамой. На книжной полке в шкафу, на журнальном столике в общей комнате, стопочкой на полу у кроватки…

Дети – «повторяшки», «копирщики», и если они видят родителей, бабушек-дедушек с книгой в руках, очень велик шанс, что тоже возьмут свою книгу или начнут «отжимать» у взрослого. Вот тут как раз можно предложить почитать вместе.

Еще очень важно, как бы ни банально это звучало, читать детям с выражением. Как говорил один из героев пьесы «Горе от ума»: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой!»

Уважать выбор ребенка, даже когда он требует прочитать одну и ту же книжку в пятидесятый раз (при этом время от времени предлагать что-то другое). Этот период обязательно проходит.

 Выбирать для чтения время, когда малыш в хорошем настроении.

В общем, пробовать, предлагать, не форсировать.

Читать – это приятно!

И, наверное, самое-самое главное. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, надо сделать так, чтобы маленькому человечку было приятно «вместе с книгой», чтобы «процесс нравился».

 Время за совместным чтением – время, когда малышу очень хорошо. Когда взрослый читает ребенку с удовольствием и не вздыхает, делая одолжение, мол, ладно уж…Когда так тепло сидеть рядом с мамой или у нее на коленках (еще и одеялком вместе прикрыться), когда при этом целуют в макушку, обнимают, хвалят… Когда даже на телефонные звонки не отвечают, когда совместное чтение – это еще один способ сказать малышу «ты любимый, ты хороший, как здорово, что мы есть друг у друга». Это дорогого стоит. Да что там – дорого стоит. Это бесценно…

Подводя итог: приучить ребенка читать не так и сложно.

 При этом:

— чем раньше ребенок знакомится с книгой, тем лучше;

— читать обязательно вместе с малышом, пусть понемногу, хоть по 5 минут, но регулярно, каждый день; 

— первые книжки для малышей – с плотными страницами, лучше небольшого формата, с яркими,  не слишком «перегруженными» картинками, стихотворным текстом небольшого объема;

— обязательно просматривать книги для детей перед покупкой – и рисунки, и тексты. Самовыражение (или лень) авторов, иллюстраторов  и издателей не должны сказываться на вашем малыше;

— читать ребенку книжки надо с выражением, с удовольствием, с энтузиазмом. Ни в коем случае не делать кислое лицо, демонстрируя, что чтение – это не слишком приятная родительская обязанность; 

 чтение вместе со взрослыми должно быть приятным!

Уважаемые посетители!  Как вы приучали своих детей читать книги? Давайте делиться опытом!