Как приучить ребенка читать-2. Читаем сразу двоим малышам.

как приучить ребенка читать, фотоЧто и говорить, читать двоим малышам, да еще погодкам,  посложнее, чем одному. Старшему ребенку действительно хочется смотреть картинки и слушать,  другому – книжку выдирать и облизывать. Потом могут быть расхождения во вкусах, когда младший, даже еще не умея говорить, выдирает у мамы одну книгу и волочит другую, старший противится. Плюс еще элементарная мамина усталость, когда хочется просто помолчать, и нехватка времени, плюс еще какие закавыки…

Но что же, из-за этого от чтения отказываться? Никоим образом. Вполне реально приучить погодков к чтению втроем.

Как приучить детей читать, пока младший еще совсем кроха…

Для затравки – читать старшему малышу, пока младший рядом. Это не отменяет, само собой, чтения только вдвоем – время, проведенное с мамой тет-а-тет, должно быть обязательно. Варианты:

— младший лежит, руками-ногами дрыгает (до 6-7 месяцев), мама со старшим малышом рядом.

— младший у груди (можно при кормлении сидя, но лежа, мне кажется, удобнее).

— Очень удобно всем устраиваться на широкой кровати, а  когда младший ребенок уже начинает ползать, — на полу. Устроились, переходим непосредственно к «процессу». Мама садится, берет книгу в руки, начинает читать. И тут уже время от времени книгу надо разворачивать и к младшему малышу, к нему тоже обращаться, что-то показывать, чтобы он тоже стал «участником процесса», а старший малыш привыкал, что читать можно и втроем.

Младший заинтересовался, подполз, просится на колени – очень хорошо. Малышей чаще всего хватает буквально на пару минут (чтобы продлить время, можно предложить соску, яблочко, сушку, да и старший малыш вряд ли откажется от угощения). Потом малыши или уползают, или начинают выдирать книжку. (На мой взгляд, не надо давать выдирать книгу, иначе это может стать ходовым развлечением, поэтому взрослому лучше вцепляться в книгу мертвой хваткой и мягко, но непреклонно отказывать).

А вот выбор, что почитать, для погодков даже проще в чем-то, чем с одним малышом. Как говорится, «лопай, что дают», а в данном случай – слушай и смотри. И лет до полутора младший ребенок не протестует против выбора старшего брата или сестры. Но тут опять «но»: лучше не надо, чтобы старший ребенок определял, что читать, всегда. Это чревато «книжной братовщиной» в дальнейшем. Грубо говоря, два раза пусть сам выбирает из заветной стопочки, что читать, другой – мама. Когда-никогда и младшему малышу надо дать возможность какую-то книжку притащить.

Читаем и учим детей договариваться

Само собой, ситуации, когда погодки не сойдутся во вкусах и каждый будет требовать свое, будут. Обязательно. И чем раньше братья\сестры\братья и сестры будут эту разницу во вкусах видеть, тем спокойнее научатся ее воспринимать и идти на компромисс.

В любом случае, вариантов решения подобных споров немало.

— читаем одно, потом другое (можно даже таймер поставить, в особо критичных случаях. Но чаще всего к концу второй минуты книга устраивает обоих, и до второй уже и дела особо нет. Главное – начать читать).

— подбросить «из запасников» что-то свеженькое – не обязательно новое, но хотя бы с неделю нечитанное. Велик шанс, что такая книга заинтересует обоих.

— пока дети повизгивают и валтузятся, мама выбирает книгу сама и начинает читать сама себе вслух. На таком фоне чаще всего выяснение отношений прекращается.

— предупреждение о возможных печальных последствиях. Что-то вроде:  «Я считаю до 10. Определяйтесь, что и как мы читаем: или по очереди каждому из вас, или одну книгу выбирайте на двоих, или я выберу книгу сама. Не понравится – вообще сейчас читать не будем».

Если чтение с мамой – занятие любимое и вкусное, дети начнут договариваться. Если младшей еще в совсем «слаборечевом периоде», можно и посредником выступить (предлагать от его имени ту или иную книгу, можно и поспорить, и согласиться), главное, чтобы дети угомонились и высказали готовность как-то искать компромиссы.

Еще бывает так, что старший ребенок начинает с удовольствием слушать совсем вроде бы «малышовые» книги младшего. На мой взгляд, никакой беды, никакого регресса тут нет. Для старшего  это своего рода этап «информационного отдыха», и на данный момент больше важна эмоциональная составляющая чтения. Для малыша надо просто побыть рядом с родными людьми.

То же самое – выбор одно и той же книги, которая у мамы уже в зубах настряла. (Кстати, иногда это большой плюс. У нас были книги, которые я знала не только «постихово», но и постранично. Порой, когда сидели со старшим сыном, откидывала голову на кресло, закрывала глаза и, по мере декламации, переворачивала страницы не глядя. Не то, чтобы вау-вау какой отдых, но уже неплохо).

В общем, и увлечение «малышовым» и повторение одного и того же — это просто создание еще одного островка стабильности, где все знакомое и хорошее. Такие периоды неизбежны, и они обязательно проходят.