Читаем вместе с детьми, или еще один путь к дружбе

дети с книжкой, фотоЧасто ли мы читаем книжки нашим нашим дочкам-сыночкам? Помимо многочисленных плюсов вроде развития речи, интеллекта и памяти, есть еще один, очень и очень важный: укрепление эмоциональной близости не только между взрослыми и детьми, но и между детьми. Организовать это несложно.

Всякая веревочка в хозяйстве сгодится, или дети не хотят книжку читать, хотят обсуждать.

Иногда на детей нападает почемучка и на каждое четверостишие они задают по пять вопросов, или по тексту, или по картинке, обращая внимание на таких червяков под такими листьями, которых мама за 50 просмотров книжки даже и не заметила. И тогда взрослый не столько читает, сколько отвечает. Читает про бычка, а детвора интересуется, почему тут на лавочке котик сидит такой грустный и не ушибется ли  бычок, если  упадет,  и, вообще, где его мама.

На мой взгляд, когда настроение у детей больше вопросительное, лучше сделать так: договориться, что вы дочитаете страницу, сказку, потом вопросы и ответы, особенно если речь идет о стихах. С прозой обсуждения в процессе переносятся легче.

 Но, как говорится, в хозяйстве всякая веревочка сгодится.  Когда у детей больше настроение поговорить-обсудить-поспрашивать-поделать какие-то задания из книжки —  у взрослого появляются очень хорошие «воспитательные» возможности. Дети учатся друг друга слушать и слышать, с уважением относиться к мнению старшего\младшего брата\сестры, радоваться не только своим, но и его успехам.

Поиграем с детьми в вопросы: спрашиваем и хвалим друг друга

 Самый простой вариант – вопросы по книжке задает мама. Для этого вполне можно использовать и обычные книги, и из разряда «развиваек» (они хороши четкими, «не перегруженными» картинками). Чаще всего получается так, что вопросы мама адресует обоим детям, но отвечает на них старший ребенок и «бессловесность» младшего здесь совершенно не помеха. Вот тут как раз  для старшего малыша  прекрасная возможность показать себя особо умным перед младшим и заодно его чему-то поучить.

Все просто. Хвалит мама за себя: «Как у тебя ловко поучилось найти все грибочки на картинке!»  и заодно – «за того парня». «Братик, как ты хорошо все сделал! Мне так понравилось! А ты меня научишь грибочки находить? А где здесь грибочки и березки? Покажешь мне на картинке?»

Иногда предлагает мама: «Давай мы братику покажем, как ежику до своей избушки добраться».

Может и младший (в озвучке мамы), особенно если уже тоже во что-то интересное тыкает пальчиком в картинках, интересоваться: «Братик, я правильно треугольник показал? А какого он цвета? Правда, хорошо, что я уже умею?»

Для старшего ребенка похвала, признание заслуг и умений от младшего очень приятны, и побыть учителем ни один малыш не откажется. В итоге и старший малыш позанимался, и вполне приятно дети между собой пообщались.

Если такую форму «тройного» чтения практиковать регулярно, то дети легко и естественно будут заниматься книгами вдвоем, и со временем старший ребенок, даже не зная букв, будет «читать» книжки младшему. Лет с 3 с половиной, с четырех – это вполне реально.

Каждый ответ достоин уважения и того, чтобы его терпеливо выслушали

То есть общая идея простая: мама обращается с вопросом (то одним на двоих детей, то адресно), ответ каждого малыша слушаем внимательно, не перебиваем. Можно вслух поразмышлять, куда, действительно, у теленка делась мама, зачем муравей лапти надел и зачем Айболит ставит зверям градусники.

 Если же вопрос конкретный (какой формы, цвета, покажи на картинке), а ответ   неверный, лучше поправлять детей без «нет, неверно, ты ошибся». Лучше  – «давай еще подумаем», подсказать правильный, задать наводящий вопрос. В любом случае – ответ может быть неверным, а малыши – всегда толковые.

По большому счету,  для детей чтение вместе со взрослым – это не только развлечение, не только приятное времяпрепровождение, это и своего рода труд. А помните, как говорил в мультике про Простоквашино кот Матроскин, когда они вытаскивали с Шариком машину дяди Федора и помирились после долгой ссоры: «Потому что совместный труд для моей пользы – он объединяет!»