Чем занять погодков дома?

игрушки для погодков, фотоЧем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Пословица

Как-то на просторах интернета наткнулась на замечательную картинку: огромный перевернутый ящик с игрушками и подписью: «На 5 минут», рядом – обрезки досок, молоток, шурупы – подпись: «На два часа». Наверное, всякий родитель может припомнить дни, когда ящики со всем  малышовым добром остаются нетронутыми, а детвора – и старший, и младший — весь день занималась не пойми чем.

Я никоим образом не против игрушек, я за то, чтобы ребенку с самого малого возраста — «сидячего» и «ползучего» — давать максимально широкий доступ к предметам «взрослого мира». Игрушки, даже если их очень много, но они всегда в доступе и заниматься можно только ими, ребенку надоедают. Каждый день покупать новые – не выход, приедается даже игрушечная новизна.   Обязательно надо предлагать детям  что-то еще, «настоящее».

А действительно:  чем занять дома малышей 2 -5 лет,  что  еще предложить  из «не-игрушек»?

Заглядываем в магазины.

В помощь родителям:

— канцелярские отделы,

— хозяйственные отделы и магазины (это вообще кладезь),

— отделы товаров для праздника,

— строительные магазины,

магазины фурнитуры и товаров для рукоделия.

Понятно, что все дети разные, но просто удивительно, насколько ребенка (а если старший и младший вместе играют, так и вообще!)  могут занять такие вещи, как:

— рулон бумажных обоев,  по числу детей, соответственно (ими можно драться, что уж там греха таить), их можно раскатывать и лазить по этим дорожкам. В рулоны, как в тоннель, можно пропихивать разную мелочевку, и в них можно дудеть и смотреть, как в трубу, на них можно рисовать.  Другое, что еще навыдумывают.

— бумажные полотенца/туалетная бумага (раскатываем, ходим как по дорожкам; играем в больницу – обматываем друг друга, медведей, маму; дерем на мелкие куски и потом их собираем и торжественно уносим выбрасывать, отвозим на машине, другое).

— пластиковый складной стульчик – если повернуть сиденьем вниз, в него что хочешь можно положить; его можно носить как сумку – ходить по делам, его можно волочить за привязанную к ручке веревочку. Его можно складывать, перетаскивать с места на место и заглядывать туда, куда раньше не получалось. И даже руки в ванной мыть веселее на «своем» складном стульчике.

— коробки из-под обуви разного размера (складывать и выкладывать все, что можно; протыкивать  дырки в крышке; пропихивать в эти дырки всякую мелочевку; привязать веревочку и таскать всякое плюшевое зверье или друг друга. Другое). 

— разборные гантели (к ним можно привязать веревки и таскать за собой, их можно разбирать и собирать, можно толкать, чья дальше укатится, можно привязать две веревки и тащить вдвоем, как бурлакам на Волге).

Если нельзя, но очень хочется, то немножко можно.

Среди предметов, которыми прекрасно можно занять детей, есть,  на мой взгляд, категория вещей «двойственного» характера,: самим нельзя, по договоренности со взрослыми и под их присмотром можно. Понятно, что в каждой семье список свой. Для примера: фотографии «россыпью» (особенно актуально, пока младший еще все комкает и дерет); мамина шкатулка с украшениями; папины наборы отверток и прочих инструментов. Это в качестве поощрения очень даже замечательно использовать – и совместное дело с родителями, и интересно, и надолго, и не приедается, потому что нечасто, и успокаивает – если вдруг дети особо разбесились или перед сном.

Чуть-чуть о безопасности

В общем, мне кажется, имеет смысл отправлять детей в «свободное плавание» по дому и разрешать им заниматься тем, чем хотят. При этом все реально ценное, важное, принципиальное убирается максимально высоко и надежно (двое детей в этом плане поушлее, они могут подтащить и стул потяжелее, и младший на стреме постоит, пока старший шкодит). Деньги, документы, украшения, фарфоровые фигурки 17 века – подальше.

А еще очень важно всячески поощрять детскую инициативу, фантазию и ко всем занятиям относиться с уважением. В таком случае ребенок учится занимать себя сам, что очень и очень важно и для него самого, и для родителей.

Лучше искать возможности ответить «да» на какое-то предложение детей заняться тем-то и тем-то или взять что-то (или не пресекать, раз уж они сами начали, пока мама суп варила на кухне). Пусть потом немного больше уборки. Пусть больше за детворой пригляда (понятно, что любая детская игрушка по определению безопасней, чем что-то из «взрослого» мира). Где-то более тревожно для мамы (а не дадут ли они киянкой друг другу в лоб?). Но это того стоит.

 Плюс – погодки в подобных занятиях, когда им действительно интересно, гораздо быстрее учатся договариваться, гораздо меньше дерутся (а то и  вообще как зайки) и очень быстро мирятся, если что.

Уважаемые посетители! Что вы выбираете, чтобы занять детей дома?